ПРОДЭКСПО-2022: ИТОГИ
Мероприятие, не уступающее в масштабности прошлогодней выставке, по праву можно считать ключевым событием пищевой промышленности СНГ. 29-ая международная выставка продуктов питания, проходившая с 7 по 11 февраля в Экспоцентре (Москва), принесла и новые идеи для производств, и понимание тенденций рынка в постпандемийный период.
Основные тенденции:
· Забота о здоровье и иммунитете
· Сокращение времени потребителя на потребление/приготовление пищи
· Популярность категории товаров восточных стран – Тайланд, Вьетнам, Корея
· Тренд на здоровое питание
· Рост предложений на продукцию без сахара
· Рост доли маркетплейсов в продажах
В этом году павильон, экспозиция которого была посвящена эко и ЗОЖ продукции, пользовался особой популярностью и привлек внимание львиной доли посетителей: помимо традиционных товаров без сахара производителями был представлен широкий перечень товарных категорий – веганские сыры и молоко, растительные соусы, веганские соусы, продукция на основе нори, полезные батончики, протеиновые коктейли. Существенно выросли предложения на растительное молоко, кондитерские изделия.
В эпоху пандемии фокус внимания потребителя все больше обращен на пользу, в том числе и товаров повседневного спроса. Рынок, улавливая эту потребность, предлагает товары с содержанием полезных добавок – куркумы, имбиря, корицы, энергетические напитки на травах, джемы и варенье из калины, моркови и шафрана и д.р.
Рост интереса к натуральной продукции в сочетании с падающей платежеспособностью и растущей инфляцией стимулирует интерес к продукции белорусских производителей. Так, для собственных предприятий крайпотребсоюза, ориентированных на снабжение районов, севера края и локальную оптовую торговлю, собраны предложения нескольких производителей мясной продукции и консервации.
В категории напитков растет предложение детокс-соков и нектаров, полезных, при этом оригинальных по сочетаниям чаев, газированных энергетиков на травах. Некоторые из представленных рецептур будут внедрены в производство собственного предприятия ООО «Универсал крайпотребсоюза».
Второй особенностью постпандемийного рынка является связанная с ограниченностью перемещений и, как следствия, нехваткой впечатлений, потребность в больших эмоциях. Это обуславливает и интерес, и рост предложения, и моду на восточную продукцию – кокосовые напитки, пасты, сгущенку, корейские снеки и кондитерские изделия, тайские и вьетнамские напитки. Также отечественные производители продуктов питания расширяют ассортимент вводом квази-импортных торговых марок, оригинальных новинок – джемы из фейхойя, кизила, тофу в восточных соусах в стеклобанке, готовые супы в стеклобанке, чаи с перцем, с имбирем.
Сокращение времени на приготовление пищи открывает ниши для продуктов, упрощающих процесс приготовления, при этом, сохраняющих полезные свойства и оригинальную рецептуру – готовые традиционные блюда для употребления вне дома (в дороге, на природе, в качестве здоровых перекусов), полуфабрикаты, полезные снеки. Помимо этого, локдауны приучили покупателя пользоваться доставкой, что в свою очередь позволяет производителям продуктов питания расширить линейку товаров продукцией «как из ресторана» - рост предложений оригинальных макаронных изделий, готовых супов, крем-супов, полуфабрикатов, мясных и рыбных деликатесов и т.д.
Изменилась и упаковка продукции: все больше фасовка предусматривает разовое потребление – порция, перекус. С другой стороны, упаковка пищевой продукции должна быть адаптивна к демонстрации на гаджетах (работа с маркетплейсами), с другой, удовлетворять потребность в дополнительных эмоциях (быть яркой, оригинальной, удобной). Она должна давать краткий быстрый ответ покупателю, зачем он приобретает ее – ТМ «Еда в дорогу», кисель «Советский стаканчик» и другие.
Итогом участия в выставке стало получения пула контактов, позволяющих расширить ассортимент оптового предложения предприятий ООО «Универсал крайпотребсоюза», ООО «Коопторг» и ООО «Заготовительно-производственный комплекс крайпотребсоюза» за счет наиболее востребованных товарных групп.
Получены контакты для двустороннего сотрудничества – поставки лектехсырья, дикоросов (грибов, ягоды, папоротника).